- Какие бывают дворники?
- Как выбрать щетки?
- Как поменять дворники самостоятельно?
- Какие щетки лучше зимой?
- Как подобрать щетки для автомобиля?
Это список наиболее часто встречающихся вопросов по теме «Щетки стеклоочистителя». Разобраться с ними попробуем в сегодняшнем материале.
Стеклоочистители – очень простая по конструкции деталь, но от этого важность ее нисколько не уменьшается. От этих самых дворников на прямую зависит видимость при движении в плохую погоду, а следовательно – ваша безопасность.
Сразу определимся, щетки – расходный материал, и относиться к ним нужно соответственно, т.е. периодически менять. Период замены зависит от качества дворников и условий эксплуатации.
Когда подошло время замены – щетка покажет и расскажет вам сама.
Если у вас:
- Появились неочищенные полосы на лобовом стекле;
- Щетка перестала очищать свой сектор за два прохода;
- Появился неприятный скрип или писк при работе «дворников»;
- В плохую погоду возникла необходимость заглядывать в «амбразуры» чистых участков на лобовом стекле;
значит пришло время замены дворников.
Перед тем, как перейти к вопросу подбора и замены, разберемся какие бывают щетки стеклоочистителя. В зависимости от конструкции, существует три типа:
- Каркасные дворники – «стоковый» вариант у многих производителей. Представляет собой металлическую или пластиковую конструкцию, состоящую из каркаса, коромысел и двух металлических направляющих, удерживающих полимерную щетку. Эта конструкция обеспечивает максимально равномерное прилегание дворника к стеклу даже в зоне изгибов. Еще одно преимущество данного типа – цена. Эти щетки, как правило, гораздо дешевле своих собратьев.
К сожалению, все их преимущества сходят на нет при наступлении холодов. Обледенение сковывает все подвижные части конструкции, и про качественный прижим к стеклу можно забыть. Попытка же «разморозить» щетку путем разрабатывания вручную, ведет к износу механических частей конструкции, что в свою очередь, сокращает срок ее службы. Вердикт – этот тип хорош при использовании от оттепели до первых заморозков, т.е. 3 сезона.
- Бескаркасные дворники – в свое время появились как «зимние» щетки. Действительно, очень часто им плевать на даже очень сильное обледенение. Они продолжают выполнять исправно свою функцию. Очистить ото льда их тоже гораздо проще и, что самое главное, без последствий. В процессе такой очистки важно случайно не сбить заглушку в торце щетки. Очень легко ее потерять в сумерках на дороге. Последствия – резинка, во время работы дворника, начнет выползать наружу.
Отсутствие в конструкции механических соединений способствует боле бесшумной работе, а аэродинамичная форма корпуса придает дворникам более эстетичный вид. Вывод – если вы эксплуатируете авто круглый год, это хороший вариант. Необходимо обратить внимание владельцев автомобилей с лобовым стеклом, имеющим сильные изгибы. Такая щетка вам не подойдет, т.к. в ней прижим происходит за счет пружинистого основания с определенным максимальным изгибом. Больше этого максимума оно не изогнется, и вы рискуете получить неочищенные верхние углы.
- Гибридные дворники – своего рода симбиоз первых двух типов, в котором производители постарались собрать воедино все их преимущества. В конструкции, уже знакомый нам, каркас с коромыслами, закрытый цельным аэродинамичным корпусом. Таким образом достигается и хороший прижим на любых стеклах, и стойкость к обледенению. С точки зрения эстетики, эти щетки выглядят посолиднее своих родственников.
Нужно отметить, что этот тип набирает все большую популярность, а некоторые производители стали штатно комплектовать ими свои автомобили. Пожалуй, единственный их недостаток, на сегодняшний день, это цена. Гибриды значительно дороже конкурентов.
Подытожим: любой тип щеток рассчитан на круглогодичное использование, но с бескаркасными и гибридными проблем и мороки зимой будет гораздо меньше. Остальное – на ваш вкус и размер кошелька.
Подобрать и самостоятельно поменять «щетки» не составит большого труда. Главное – четко определить два важных параметра подбора:
- Длина щеток
Замеряем длину старых щеток – рулетка в помощь. Помним, что она может быть разной для правой и левой. Если вы приобретали авто на вторичном рынке, и не уверены, что щетки, установленные на нем, «правильные», постарайтесь выяснить какой размер рекомендован для вашего авто заводом-производителем.
Еще один момент – если вам хочется увеличить сектор очистки стекла, и вы видите возможность для этого, можно приобрести дворники немного большей длины.
Главное:
- чтобы при работе щетка не выскакивала за границы стекла на резиновое уплотнение;
- чтобы щетки не цеплялись друг за друга;
- чтобы за существующей «старой» зоной очистки не было существенных изменений геометрии стекла (особенно это касается бескаркасных дворников).
Если хотя бы один из этих факторов присутствует, от увеличения длины щетки лучше отказаться, толку не будет.
Многие автолюбители практикуют простой и надежный способ – снимают старые дворники и идут к продавцу. Подобрать по аналогу – тоже вариант, но, опять же, если вы уверены, что на вашем авто установлены «правильные» щетки.
- Тип крепления
Определение типа крепления, пожалуй, самый важный момент в процессе подбора и замены дворников. Понимание устройства крепления позволит вам избежать неприятностей в виде поломок при снятии старых и установке новых щеток.
С момента изобретения стеклоочистителей появилось большое количество различных типов крепления. Особенно этот процесс оживился на рубеже 2000 года. Казалось бы – не совсем логично. Зачем? Причина кроется в стремлении заводов-производителей авто создать, как можно больше уникальных деталей в своей продукции, следовательно, увеличить прибыль. Список типов креплений действительно очень большой, поэтому предлагаем разобраться с наиболее популярными на сегодняшний день креплениями, а также с особенностями работы с ними.
«Крючок» (Hook, J-hook/U-hook) – самый распространенный тип крепления в современных автомобилях. Бывает в разных размерах. Наиболее ходовые – 9х3, 9х4 и 8х3мм. Обладает одним из самых простых принципов смены щеток:

- Поднимите крышку-фиксатор (она на защёлке), сжав усики по бокам основания
- Сдвиньте старую щётку по направлению к основанию поводка, пока она не сойдёт с крепления
- Снимите щетку с поводка через окошко в крышке
- Для установки новой щётки оденьте ее на поводок, проведя через отверстие в крышке
- Сдвиньте её по поводку вверх в крючок до характерного щелчка фиксатора
- Закройте крышку-фиксатор до щелчка.
«Штырьковый» – простой и хорошо всем знакомый тип, характерный для ранних классических моделей авто.
«Кнопка» (Push button) или более поздний вариант «Узкая кнопка» (Narrow push button) – часто встречается на европейских брендах: Volvo, Renault, Ford, Citroen, VW, Audi и др. Существует в трех размерах – 19 (базовый), 16 и 22 мм.
Для замены:
- Нажмите на кнопку фиксатора
- Стяните старую щетку с поводка
- Снимите со старого дворника фиксатор, просто потянув вверх
- Установите фиксатор на новую щетку
- Заведите новую щетку в крепление до щелчка
«Боковой штырь» (Side Pin) – шириной 22мм встречается с 2005 года на автомобилях BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Opel, Volvo, Peugeot. Более узкая версия 17мм появилась с 2009 года.
Замена:
- Отщёлкните фиксатор
- Поверните старую щётку перпендикулярно поводку и снимите со штыря-крепления
- Новую щётку наденьте на штырь-крепление и поверните параллельно лобовому стеклу
- Защёлкните фиксатор


«Боковой зажим» (Pinch Tab) – часто используется в современных автомобилях Audi, Fiat, Saab, также можно встретить на Mercedes, BMW, Volvo, Citroen, Peugeot.
Снятие-установка:
- Сожмите усики-фиксаторы по бокам основания старой щётки
- Снимите ее с креплений, сдвигая по поводку наружу
- Новую устанавливайте в обратном порядке

«Штыковой замок» (Bayonet Arm) – используются в основном на автомобилях Renault после 2004 года, а также на коммерческих авто.
Для замены:
- Отщёлкните фиксатор боковыми кнопками
- Снимите старую щётку с креплений, сдвигая ее по поводку наружу
- Установите новую, двигая ее по поводку до щелчка фиксатора


“Клешня” (Claw) – встречается на Audi и Seat. Отличается самым простым процессом снятия-установки дворников.
С заменой – все просто:
- Сжимая усики-фиксаторы сдвигайте старую щетку вверх и по поводку наружу
- Установите новую обратным действием до щелчка

Особое внимание нужно уделить владельцам авто с очистителем заднего стекла (универсал, хэтчбек, лифтбек, минивэн, кроссовер), где помимо уже знакомого нам «крючка», используется еще несколько типов крепления:
DRB (Roc Lock 2)/DRA (Roc Lock 3) – в основном, азиатские производители.

При подборе новой щетки на заднее стекло с таким креплением, обязательно обратите внимание на диаметр ее монтажной оси. Производители используют разные диаметры, поэтому ищите точно такой же как у вас, дабы он соответствовал диаметру отверстия в защелке.
Чтобы поменять такой дворник необходимо:
- Сдвинуть (если необходимо) декоративную заглушку у основания поводка, ограничивающую его перемещение
- Поставить поводок с щеткой вертикально
- Отогнуть щётку на небольшой угол (примерно 30-40°) и потянуть ее наружу — крепление разомкнётся

- Установка новой – в обратной последовательности

Trunnion – крепление, которое устанавливается на задние стекла автомобилей Audi.

V-Notch Rear — крепление заднего дворника, которое используется на автомобилях Volkswagen и является зеркальным отражением крепления Roc Lock – фиксирующий зажим перенесён с поводка на корпус щётки.

Перечисленные выше типы креплений – лишь малая часть от всех существующих. Это, конечно, добавляет сложностей при подборе дворников. На помощь автовладельцем пришли производители стеклоочистителей, вложив в коробку с новой щеткой с десяток адаптеров (коннекторов), позволяющих устанавливать ее на разные типы креплений. От вас требуется только знать свой тип крепления и найти его в списке адаптеров на упаковке нового дворника.
Очень часто встречается непростой вопрос: «Какой бренд посоветуете?». Сложность ответа на него в том, что если раньше, действительно, можно было с чистой совестью посоветовать пару-тройку известных брендов, и быть уверенным, что не ошибёшься, то сейчас… Обилие новых, ранее никому неизвестных, марок, а также перенос именитыми брендами производств в более рентабельные регионы, к сожалению, превратил выбор многих запчастей в своего рода лотерею. Щетки – не исключение. Поэтому внимательно изучите приобретаемую деталь. Обратите внимание на лезвие – резинка щетки не должна иметь зазубрин и трещин; иметь однородную фактуру и цвет; должна иметь плоский край, без скруглений и быть эластичной. Изучите упаковку, проверьте наличие и качество адаптеров. Помните, что высокая цена не обязательно залог качества. Очень часто в средней ценой группе встречаются экземпляры с хорошими эксплуатационными качествами и выхаживающие не меньше дорогих. Графитовые щетки лучше скользят по стеклу и имеют более долгий срок службы.
Еще есть вариант, как сэкономить на замене щеток. На рынке предлагают приобрести отдельно резинки для дворников. Экономия – существенная, но, во-первых, без проблем и быстро резинку поменять можно только на бескаркасной щетке (займет секунд 20), а во-вторых, все опять упирается в качество. Найти действительно качественную резинку очень сложно. Может случиться так, что вся экономическая выгода с лихвой перекроется частотой замены или царапинами на лобовом стекле.
Удачи, и хорошей видимости!