По сложившейся традиции в начало материала выносим наиболее часто задаваемые нам вопросы, на которые мы постараемся дать ответ:
- Что такое ШРУС?
- Какие бывают ШРУСы?
- Проверка пыльников ШРУСа
- Как подобрать пыльник?
- Что может указывать на повреждение ШРУСа?
- Как определить какой ШРУС вышел из строя?
- Как устранить поломку?
В истории технического прогресса часто встречаются случаи, когда изобретение одного элемента влечет за собой развитие целой новой отрасли. Нечто подобное произошло и с героем нашего сегодняшнего материала. Именно изобретению ШРУСа, и его дальнейшей эволюции, мы обязаны массовому появлению на дорогах переднеприводных автомобилей. Правда, существует мнение, что все с точностью наоборот, но это уже из разряда вечного спора: «Что первично – курица или яйцо?».
ШРУС – шарнир равных угловых скоростей (по-научному – гомокинетический шарнир, в простонародии – «граната») предназначен для равномерной передачи крутящего момента от коробки передач (или раздаточной коробки), через приводные валы, к управляемым колесам, сохраняя при этом синхронность вращения ведущего и ведомого вала. Граната обеспечивает равномерную передачу крутящего момента вне зависимости от положения (выворота) управляемых колес и рельефа дорожного полотна. Другими словами, два вала, соединенные этим шарниром, вращаются одинаково и равномерно, не взирая под каким углом они расположены по отношению друг к другу. Гранатой же народная молва окрестила его за характерную форму.
Наибольшее распространение получили ШРУСы двух типов:
- Шариковый
- Трипоидный

Шариковый (наружный) ШРУС – передает вращение от приводного вала (полуоси) к колесам. На переднеприводных автомобилях он расположен непосредственно за ступицей передних колес, а на полноприводных с независимой подвеской, еще и задних.

Конструктивно наружный ШРУС состоит из:
- Сферического корпуса, совмещенного с цапфой ступицы колеса.
- Внутренней обоймы с сепаратором и металлическими шариками (конструкция закреплена стопорным кольцом).
- Резинового пыльника, наполненного специальной смазкой.
- Так же, на корпусе обычно расположено зубчатое кольцо анти-блокировочной системы тормозов.
Такая конструкция обеспечивает угол наклона сопряженных валов на величину до 70°, сохраняя при этом равномерное вращение обоих.

Трипоидный (внутренний) ШРУС
Трипоидный (внутренний) ШРУС – передает вращение от коробки передач (или промежуточного вала, идущего от КПП) к полуоси. Расположен в непосредственной близости от коробки или на расстоянии промежуточного вала от нее. Трипоид имеет меньший, по сравнению с шариковым, угол отклонения валов – до 20° (в данной точке трансмиссии большего и не нужно), а также больший свободный осевой ход. Этот функционал позволяет внутреннему ШРУСу изменять (увеличивать или уменьшать) длину всего привода в момент работы подвески (вверх-вниз) на неровном покрытии.
Свое название трипоид получил из-за применения в его конструкции, вместо шариков, трехшипа с игольчатыми подшипниками.

Из особенностей конструкции трипоида стоит отметить, что его корпус может иметь разные варианты исполнения: совмещенный с цафпой, входящей непосредствено в коробку передач; с щлицевой втулкой, сопрягаемой с промежуточным валом; с фланцем.

Пыльник
Наверняка вы заметили, что в список элементов обоих типов ШРУСов входит деталь под названием «Пыльник». Это простое, пирамидальное изделие из резины (пластмассы, силикона) заслуживает отдельного внимания, т.к. является, своего рода «железным куполом для гранаты». Уж простите за такую аллегорию.
Любой узел, в котором два или более металлов работают в плотном контакте и при больших нагрузках, требует не только хорошей, как правило специальной, смазки, но и надежной защиты от воздействия пыли, грязи, воды и т.д. Именно эту задачу, от которой напрямую зависит продолжительность жизни ШРУСа, и призван решать пыльник. Эффективность, а также долговечность его работы, на прямую зависят от качества материала, из которого он изготовлен. Ведь «крутиться» пыльнику приходится в очень непростых условиях – перепады температур, агрессивное воздействие воды, реагентов, грязи, песка и т.п. Поэтому, если возникла необходимость замены, отнеситесь к подбору пыльника с особым вниманием. Здесь не места экономии.
Главный момент при подборе пыльника – ищите пыльник по артикулу, т.е. соответствующий вашему ШРУСу. Это важно, т.к. гранаты имеют разную конструкцию, размеры и посадочные места. Если по какой-то причине вы не знаете артикула или ОЕМ-номера вашего пыльника, вариант – подбор по размеру. Для этого необходимо замерить диаметр чаши гранаты, длину старого пыльника и диаметр привода. Опираясь на эти размеры и тип ШРУСа, можно подобрать необходимый пыльник. Благо много фирм в своих каталогах предоставляют такую возможность.

Итак, для подбора по размеру необходимо знать:
- Диаметр корпуса гранаты, мм
- Полную длину пыльника, мм
- Диаметр приводного вала, мм
- Форму гранаты (трипоид/шариковый)

Само собой, такой важный элемент требует, в процессе эксплуатации, особого внимания. Даже небольшое повреждение пыльника может привести к довольно затратному ремонту – замене ШРУСа.
Возьмите себе за правило заглядывать периодически под машину со стороны капота. Пыльники внешних гранат просматриваются с этой точки. Еще их можно рассмотреть при полном вывороте передних колес. Так же при каждом заезде на смотровую яму или эстакаду, при каждом снятии колеса (на шиномонтаже, например), когда вы получаете доступ ко всем пыльникам, обязательно проверьте их.

Процедура проверки не сложная:
- Сухой и чистый пыльник – сожмите пальцами. Если при этом на поверхности обнаружите сетку мелких, неглубоких трещин – готовьтесь к скорой замене. Важно не пропустить момент прорыва.
- Если же пыльник в масле, это говорит о его повреждении – необходима срочная замена. В этом случае недостаточно просто поменять пыльник на новый. Необходимо тщательно очистить внутренности гранаты от старой смазки, уже «наглотавшейся» пыли и грязи. После промывки и просушки, необходимо тщательно осмотреть все контактные поверхности гранаты – шарики и канавки под них, сепаратор и шлицы. На них не должно быть «сыпи» (маленьких очагов ржавчины), сколов и трещин. Если таковые обнаружены – ШРУС на замену. Не обнаружили – закладываете новую специальную смазку для ШРУСов, она обычно идет в комплекте с пыльником, и возвращаете шарнир на место.
Конечно, процедура замены пыльника актуальна в случае если, помимо прохудившегося пыльника, у вас не появились симптомы выхода из строя самой гранаты.
А именно:
- Хруст или щелчки при трогании с максимально вывернутым рулем говорит о повреждении внешней гранаты.
Как определить с какой стороны «полетел» ШРУС? На этом моменте стоит остановиться поподробнее. Дело в том, если загуглить этот вопрос, с удивлением обнаруживаешь пародоксальную ситуацию, которая вполне может ввести в заблуждение неопытного водителя. Одни утверждают, что зависимость прямая – если хруст появляется при вывороте руля влево – вышел из строя левый шарнир, вправо – правый. Другие – что зеркальная – хруст при вывороте влево, значит «пошабашила» правая граната, и наоборот. Немного «прокачав» вопрос, скажем так: правы и те, и другие. Износ, например, канавок под шарики не обязательно должен быть равномерным. Он вполне может оказаться локальным, и вот от того в каком месте образовалось повреждение (вначале или в конце канавки) и зависит от выворота в какую сторону при движении будет хрустеть граната.
Для более точного определения стороны можно воспользоваться следующим методом:
- Ставим машину на ручник
- Выставляем колеса ровно
- Противооткаты под задние колеса
- Вывешиваем переднее колесо (сначала то, на которое подозрений больше)
- Руль прямо
- Заводим двигатель
- Включаем первую передачу, отпускаем сцепление (вывешенное колесо начинает крутиться)
- Чуть-чуть поджимаем педаль тормоза, чтобы поднагрузить вращающийся ШРУС
- Слушаем. Если появились неприятные звуки – проблема с внутренней гранатой с этой стороны
- Далее выворачиваем руль по очереди до упора вправо-влево, тоже подтормаживаем, и тоже слушаем. Хруст или щелчки либо подтвердят ваши подозрения, либо нужно переходить ко второму колесу и повторить всю процедуру.
Таким образом вы точно сможете определить какой из ШРУСов, слева или справа, нужно менять.
- Хруст или стуки во время движения по неровной дороге или при сильной загрузке автомобиля. Так проявляют себя «уставшие» внутренние гранаты. Определить какая из них можно расположив авто при движении на небольшой скорости таким образом, чтобы колеса одной стороны шли по ровной дороге, другой – по ухабам. Отработавший свое ШРУС проявит себя, когда его сторона окажется на неровностях. Неприятный звук вы услышите спереди, в районе КПП ближе к центральной оси авто.
- Вибрация при резком ускорении или сбросе газа так же говорит о проблемах с внутренней гранатой.
- Легкий шум или свист при разгоне и поворотах не являются критичными, и могут быть устранены промывкой и заменой смазки в шарнире.
Если в вашем распоряжении есть смотровая яма или эстакада, трипоид можно периодически проверять, взявшись рукой за корпус и попробовать повращать вокруг оси туда-обратно. Допускается небольшой люфт. Если сильный – готовьтесь к замене.
Появление хруста
Появление хруста или щелчков однозначно говорит о том, что срок жизни ШРУСа закончился и от замены никуда не деться. Тянуть с заменой тоже не советуем. Есть водители, которые смирившись с этим ужасным звуком, продолжают ездить еще довольно долгое время. Это – риск. Риск, что в любой момент это может обернуться серьёзной проблемой. Бывали случаи, когда ШРУС разрывало как реальную гранату, заклинивало или даже срезало полуось…
В заключении несколько советов, как продлить срок службы шарнира угловых скоростей:
- Следите за состоянием пыльников.
- Не увлекайтесь чересчур агрессивной ездой. ШРУСы не любят резких стартов с пробуксовкой.
- Следите за состоянием деталей передней подвески (шаровые опоры, наконечники, стойки). Их износ вызывает вибрации в приводах и, естественно, в ШРУСах.
- Не перегружайте часто авто, т.к. при этом передняя подвеска вытягивается вверх, и граната будет продолжительное время работать в смещенном осевом положении, да еще и под возросшей нагрузкой.
Удачи на дорогах!